«Утверждаю»
Директор школы ___________/Б.Г.Воробьев/
«__10___» сентября 2011 год
Должностная инструкция учителя начальных классов
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Учитель (начальная школа) назначается и
освобождается от должности директором школы. На период отпуска и
временной нетрудоспособности учителя (начальная школа) его обязанности
могут быть возложены на другого учителя, воспитателя (ГПД),
библиотекаря, старшего вожатого. Временное исполнение обязанностей в
этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы,
изданного с соблюдением требований законодательства о труде.
1.2. Учитель (начальная школа) должен, как правило,
иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в
области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления
требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или
среднее профессиональное образование и дополнительную профессиональную
подготовку по направлению деятельности в образовательном учреждении без
предъявления требований к стажу работы.
1.3. Учитель (начальная школа) подчиняется непосредственно заместителю директора поУВР.
1.4. Учитель (начальная школа) должен знать: -
приоритетные направления развития образовательной системы РФ; - законы и
иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную
деятельность; - Конвенцию о правах ребенка; - основы общетеоретических
дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических,
научно-методических и организационно-управленческих задач; - педагогику,
психологию, возрастную физиологию; - школьную гигиену; - методику
преподавания предмета; программы и учебники по преподаваемому предмету; -
методику воспитательной работы; - требования к оснащению и оборудованию
учебных кабинетов и подсобных помещений к ним; - средства обучения и их
дидактические возможности; - основы научной организации труда; -
нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и
молодежи; - теорию и методы управления образовательными системами; -
методы формирования основных составляющих компетентности
(профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой); -
современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного
обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; -
методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с
обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими),
коллегами по работе; - технологии диагностики причин конфликтных
ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики,
социологии; - трудовое законодательство; - основы работы с текстовыми
редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами,
мультимедийным оборудованием; - правила внутреннего трудового
распорядка; - режим работы школы; - правила по охране труда и пожарной
безопасности.
1.5. В своей деятельности учитель (начальная школа)
должен руководствоваться: - Конституцией РФ; - законом РФ «Об
образовании»; - Типовым положением об общеобразовательном учреждении; -
указами Президента РФ, нормативными актами Правительства РФ,
Правительства Региона и органов управления образованием всех уровней по
вопросам образования и воспитания обучающихся; - трудовым
законодательством; - правилами и нормами охраны труда, техники
безопасности и противопожарной защиты; - Уставом и локальными правовыми
актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка,
приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной
инструкцией), трудовым договором. Учитель (начальная школа) должен
соблюдать Конвенцию о правах ребенка.
2. ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ
2.1. Профессиональная компетентность – качество
действий учителя (начальная школа), обеспечивающих: - эффективное
решение профессионально-педагогических проблем и типичных
профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической
деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации,
общепризнанных ценностей; - владение современными образовательными
технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов,
индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической
коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами,
педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; -
использование методических идей, новой литературы и иных источников
информации в области компетенции и методик преподавания для построения
современных занятий с учащимися, осуществление оценочно-ценностной
рефлексии.
2.2. Коммуникативная компетентность – качество
действий учителя (начальная школа), обеспечивающих: - эффективное
конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; -
установление контакта с учащимися разного возраста, родителями (лицами,
их замещающими), коллегами по работе; - умение вырабатывать стратегию,
тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную
деятельность для достижения определенных социально значимых целей; -
умение убеждать, аргументировать свою позицию; - владение ораторским
искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным
представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и
методов презентации.
2.3. Информационная компетентность – качество
действий учителя (начальная школа), обеспечивающих: - эффективный поиск,
структурирование информации, ее адаптацию к особенностям
педагогического процесса и дидактическим требованиям; - формулировку
учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами; -
квалифицированную работу с различными информационными ресурсами,
профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими
комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и
практических задач; - использование автоматизированных рабочих мест
учителя в образовательном процессе; - регулярную самостоятельную
познавательную деятельность, готовность к ведению дистанционной
образовательной деятельности; - использование компьютерных и
мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в
образовательном процессе; - ведение школьной документации на электронных
носителях.
2.4. Правовая компетентность – качество действий
учителя, (начальная школа) обеспечивающих: - эффективное использование в
профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных
правовых документов органов власти, а также локальных актов и иной
школьной документации для решения соответствующих профессиональных
задач.
3. ФУНКЦИИ
Основными функциями, выполняемыми Учителем (начальная школа), являются:
3.1. осуществление обучения и воспитания учащихся с
учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики
преподаваемых предметов;
3.2. организация учебно-воспитательного процесса
учащихся своего класса на уроках и других мероприятиях, руководство им и
контроль за развитием этого процесса;
3.3. обеспечение социализации, формирования общей
культуры личности и здорового образа жизни, развития учащихся младшего
школьного возраста;
3.4. обеспечение соблюдения норм и правил техники
безопасности в учебном процессе на своих уроках и других видах
деятельности с учащимися начальной школы.
4. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
Учитель (начальная школа) выполняет следующие должностные обязанности:
4.1. анализирует:
- административные и срезовые контрольные работы и в трехдневный срок представляет по ним отчет непосредственному руководителю;
- результаты усвоения учащимися программы начального общего образования;
4.2. прогнозирует:
- тенденции изменения ситуации в области начального образования для корректировки учебных планов и программ;
- последствия запланированных изменений в программе и учебном плане;
- последствия внедрения инноваций;
4.3. планирует и организует:
- учебно-воспитательный процесс на уроках и других мероприятиях, проводимых с учащимися начальной школы;
- учебный процесс в соответствии с образовательной программой школы;
- самостоятельную деятельность учащихся, в том числе исследовательскую;
- проблемное обучение;
- проведение физкультминуток на уроках;
- двигательную активность учащихся во время перемен;
- систематический контроль усвоения учащимися программы начальной школы;
- ежедневную проверку ведения тетрадей и выполнения домашних заданий;
- проведение работы над ошибками после проверки контрольных работ;
- внеклассное чтение учащихся своего класса совместно с сотрудниками школьной библиотеки;
- просветительскую работу для родителей (законных представителей) по
вопросам организации усвоения государственных стандартов и программ
начального общего образования;
- овладение учащимися рациональными способами и приемами учебной деятельности;
- оснащение закрепленного за ним учебного кабинета или другого
помещения наглядными пособиями, учебно-методической и художественной
литературой для учащихся начальной школы;
- с участием заместителя директора (административно-хозяйственная
работа) своевременную и качественную паспортизацию своего учебного
кабинета или другого закрепленного помещения;
4.4. координирует:
- работу учеников по освоению образовательных стандартов и программ начального основного образования;
- взаимодействие учащихся начальной школы между собой во время уроков и внеклассных мероприятий;
- взаимодействие учащихся своего класса с работниками библиотеки;
4.5. контролирует:
- систематически качество знаний учащихся начальной школы;
- ежедневно выполнение учащимися домашних заданий;
- соблюдение обучающимися во время занятий Правил для учащихся и техники безопасности;
- безопасность используемых в образовательном процессе оборудования, приборов, технических и наглядных средств обучения;
- прием пищи учащимися своего класса;
- соответствие погодным условиям одежды и обуви учащихся перед их прогулками;
- своевременность смены одежды и обуви учащимися после возвращения с прогулки;
- наличие у всех учащихся своего класса всех школьных принадлежностей, необходимых для работы на уроках;
4.6. корректирует:
- ход выполнения учебного плана и программ;
- знания учащихся по программе начальной школы;
- правильность посадки учащихся;
4.7. разрабатывает:
- инструкции по технике безопасности в закрепленном помещении и
пересматривает их при изменении технической оснащенности, но не реже 1
раза в 5 лет;
- инструкции для учащихся по выполнению ими самостоятельных работ с использованием колющих и режущих инструментов;
- поурочные планы и дидактические материалы;
4.8. консультирует:
- родителей (законных представителей) учащихся по вопросам особенностей возрастной психологии учащихся начальной школы;
4.9. оценивает:
- текущее и итоговое качество знаний учащихся по преподаваемым предметам;
4.10. обеспечивает:
- достижение и подтверждение учащимися уровней образования (образовательных цензов);
- использование разнообразных форм, приемов, методов и средств
обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным
курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов,
современных образовательных технологий, включая информационные, а также
цифровые образовательные ресурсы;
- проведение учебных занятий, с опорой на достижения в области
педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной
гигиены, а также современные информационные технологий и методики
обучения;
- выполнение учебных программы, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности учащихся, ориентируясь на их личность;
- развитие мотивации учащихся, их познавательных интересов, способностей;
- связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждение с учащимися актуальных событий современности;
- ежедневный контроль ведения учащимися тетрадей и выполнение ими домашних заданий;
- контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с
использованием современных способов оценивания в условиях
информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм
документации, в том числе электронного журнала и дневников учащихся);
- выставление отметок в журнал и в дневник учащегося сразу же после оценивания его ответа или работы;
- охрану жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса;
- выполнение правила по охране труда и пожарной безопасности;
- своевременное проведение инструктажа обучающихся по технике безопасности в закрепленном помещении и его регистрацию в журнале;
- своевременное составление установленной отчетной документации и ее представление непосредственным руководителям;
- своевременное и аккуратное заполнение классного журнала;
- информирование родителей (законных представителей) учащихся о
программе и учебных пособиях, которые будут использоваться в следующем
классе;
- соблюдение учащимися своего класса единого орфографического режима;
- регулярное проведение физкультминуток на уроках;
- двигательную активность учащихся своего класса во время перемен;
- сопровождение учащихся своего класса в столовую и обратно;
- сопровождение учащихся своего класса на любые мероприятия внутри и вне школы;
- своевременную и качественную паспортизацию учебного кабинета;
- сохранность оборудования, мебели и санитарного состояния
закрепленного кабинета, а также любого другого помещения, в котором
учитель проводит какие-либо мероприятия с детьми; -
своевременное информирование заместителя директора
(организационно-педагогическая работа) и дежурного администратора о
невозможности выхода на работу из-за болезни;
- связь с родителями (законными представителями) учащихся;
- оценку эффективности и результатов обучения учащихся по предмету
(курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями,
развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса
учащихся;
- использование в своей деятельности компьютерных технологий, в т.ч. текстовых редакторов и электронных таблиц;
- соблюдает прав и свобод учащихся;
- уважение человеческого достоинства, чести и репутации учащихся;
- поддержание учебной дисциплины, режима посещения занятий;
4.11. предоставляет возможность:
- администрации и (или) назначенным ею лицам присутствовать на своих
уроках и любых мероприятиях, проводимых с учащимися, при условии
предварительного уведомления не позднее, чем накануне;
4.12. принимает участие в работе:
- Педагогического совета школы, методического объединения и т.п. .
5. ПРАВА
Учитель (начальная школа) имеет право:
5.1. выбирать:
- обоснованно и использовать при работе с учащимися программы и
учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные
ресурсы из числа, утвержденных школой;
- систему промежуточной аттестации учащихся из числа, утвержденных школой;
- упражнения для организации физкультминуток и двигательной активности во время перемен;
5.2. давать:
- обязательные распоряжения ученикам во время занятий и перемен;
5.3. привлекать:
- к дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки,
дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном
Правилами о поощрениях и взысканиях;
5.4. принимать участие:
- в разработке учебного плана и образовательной программы;
- в принятии решений Педагогического совета и любых других школьных коллегиальных органов управления;
5.5. вносить предложения:
- о начале, прекращении или приостановлении конкретных методических, воспитательных или инновационных проектов;
- по совершенствованию учебно-воспитательной и экспериментально-методической работы;
- об изменении детского меню в школьной столовой;
5.6. запрашивать:
- у руководства, получать и использовать информационные материалы и
нормативно-правовые документы, необходимые для исполнения своих
должностных обязанностей;
5.7. приглашать:
- от имени школы родителей (законных представителей) для
информирования их об учебных успехах и проблемах их детей, нарушениях их
детьми Правил поведения для учащихся, Устава школы;
5.8. требовать:
- от учащихся соблюдения Правил поведения для учащихся, выполнения Устава школы;
- от любых посторонних лиц покинуть закрепленное за ним помещение, если на это посещение не было дано разрешение администрации;
5.9. повышать:
- свою квалификацию.
6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
6.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без
уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка
школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных
нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей
Инструкцией, в том числе за неиспользование прав, предоставленных
настоящей Инструкцией, повлекшее дезорганизацию образовательного
процесса, учитель (начальная школа) несет дисциплинарную ответственность
в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение
трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть
применено увольнение.
6.2. За применение, в том числе однократное, методов
воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над
личностью обучающегося, учитель (начальная школа) может быть освобожден
от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и
Законом Российской Федерации «Об образовании».
6.3. За нарушение правил пожарной безопасности,
охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации
учебно-воспитательного процесса учитель (начальная школа) привлекается к
административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных
административным законодательством.
6.4. За виновное причинение школе или участникам
образовательного процесса ущерба (в том числе морального) в связи с
исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, а также не
использование прав, предоставленных настоящей Инструкцией, учитель
(начальная школа) несет материальную ответственность в порядке и в
пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.
7. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ. СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ
Учитель (начальная школа):
7.1. работает в соответствии с нагрузкой (исходя из
расчета 18 часов тарифицированной нагрузки в неделю на ставку заработной
платы) по расписанию, утвержденному директором школы;
7.2. самостоятельно планирует свою работу на каждый
учебный год и каждый учебный модуль в соответствии с учебным планом
школы и утвержденной программой. План работы утверждается
непосредственным руководителем не позднее пяти дней с начала
планируемого периода;
7.3. представляет непосредственному руководителю
письменный отчет о своей деятельности объемом не более двух машинописных
страниц в течение 5 дней по окончании каждого учебного модуля
(полугодия);
7.4. получает от директора школы и (или) его
заместителей информацию нормативно-правового и
организационно-методического характера, знакомится под расписку с
соответствующими документами;
7.5. систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию с другими педагогами;
7.6. исполняет обязанности других учителей и
заместителей директора в период их временного отсутствия (отпуск,
болезнь и т.п.). Исполнение обязанностей осуществляется в соответствии с
законодательством о труде и Уставом школы на основании приказа
директора;
7.7. передает своему непосредственному руководителю
информацию, полученную на совещаниях и конференциях, непосредственно
после ее получения.
Примечания:
1. Название должности «Учитель» соответствует названию должности в
«Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и
тарифных разрядов (ОКПДТР)» и в Постановлении Правительства РФ от 29
октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей,
специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается
трудовая пенсия по старости». Именно эта должность и должна быть вписана
в трудовую книжку сотрудника. Уточнение деятельности учителя—«начальная
школа» — при необходимости может быть вписано в трудовую книжку, но
именно в скобках.
2. Должность «Учитель» относится к 4 квалификационному уровню
профессиональной квалификационной группы должностей педагогических
работников (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2008г. № 216н) |